you are here: Home Новости «Вместе мы - Россия»

Опрос

Кто Вы:
 

Counters

Meteonova


Щёлкнув по картинке,
УсЛыШьТе о погоде

Meteoblue

«Вместе мы - Россия» PDF Печать E-mail
Автор: Татьяна Бродовикова   
29.10.2013 12:11

 

С 28 сентября по 1-е октября 2013 г. в городе Томске проходил региональный этап Всероссийского фестиваля народного творчества «Вместе мы – Россия», на котором, при содействии Дарасунского Дома культуры, мне посчастливилось побывать в качестве участника, в связи с чем хочется поделиться своими впечатлениями.

Учредителем фестиваля, при поддержке правительства Российской Федерации, выступило Министерство культуры Российской Федерации, а непосредственными организаторами регионального этапа явились ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества» и Томское областное государственное учреждение культуры «Дворец Народного Творчества «Авангард».

В общей сложности Томск принял около 1000 гостей – 16 делегаций из 15-ти регионов Сибири и Дальнего Востока - Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Сахалинской областей, Республик Бурятия, Саха (Якутия), Тывы, Хакасии, Алтая, Камчатки, Красноярского, Хабаровского и Забайкальского краёв были с комфортом размещены в гостиницах города.

В фестивале приняли участие самодеятельные фольклорные коллективы, ансамбли народной песни, музыки, танца и исполнители-солисты. Представителями от Забайкальского края стали творческие коллективы из Агинского района - народный фольклорный ансамбль «Этигэл» (руководитель - заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа Цыржимыдык Шагдаровна Ванданова) и детский фольклорный ансамбль «Тэршээхен Унаган» (руководитель - заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа Цынжидма Шойдоковна Цырендашиева). Также в рамках фестиваля была организована выставка-конкурс произведений декоративно-прикладного искусства современных мастеров Сибири и Дальнего Востока, о которой мне, как непосредственному участник этого события, и хочется рассказать подробнее.

Представлять Забайкалье на данном мероприятии мне довелось вместе с руководителем этнографического социокультурного центра с. Тунгокочен Светланой Валерьевной Мальцевой, сотрудницей этого же учреждения, мастером декоративно-прикладного творчества Еленой Владимировной Горбуновой и мастером-модельером по пошиву национальной одежды Светланой Баторовной Цыдыповой из п. Агинское.

Выставка ДПИ проходила в залах томского областного художественного музея, работники которого с первого же дня пребывания окружили гостей фестиваля атмосферой доброжелательности и радушия. «Берите всё, на что упадёт взгляд, в разумных, конечно, пределах!» - с улыбкой сказала сотрудница музея, проведя нас в обширное подсобное помещение, где хранились столы, стеллажи и манекены. В отведённых под выставку залах лежали приготовленные для сборки витрины различных форматов. С помощью нанятых организаторами рабочих мы приступили к оформлению своих экспозиций.

Светлана Валерьевна и Елена Владимировна, представляя эвенкийскую культуру, приготовили на суд жюри выставочную композицию «Дылача» (Солнышко), основу которой составили меховые изделия – кумаланы, с любовью созданные самобытными мастерицами села Тунгокочен Найканчиной Тамарой Федоровной и Найканчиной Натальей Витальевной. Вошли в неё также и работы самой Елены Владимировны. Дополняли композицию берестяные туеса, изготовленные тунгокоченскими мастерами.

Светлана Баторовна привезла с собой замечательную коллекцию стилизованных бурятских национальных костюмов, включавшую в себя также образцы одежды, изготовленной с полным соблюдением традиций.

Мой вклад в создание экспозиции представлял собой небольшую подборку резных деревянных и берестяных изделий, в которую вошли несколько подсвечников различных форм, пепельница из берёзового капа, миниатюрная шкатулка из берёзы, ложка, туес, берестяная кружка. Также на обозрение членов жюри и посетителей я выставил несколько музыкальных инструментов своего изготовления – язычковый инструмент варган и народные флейты двух разновидностей: поперечную и свистковую.

Оформление экспозиции заняло большую часть дня, около шести часов вечера мы, в сопровождении куратора забайкальской делегации – сотрудницы Дворца народного творчества «Авангард», Егоровой Светланы Николаевны, направились на ужин, в гостиничное кафе, а на другой день, 28.09., состоялось открытие выставки.

Нашими соседями по залу были делегации республик Алтай, Саха-Якутии, а также Хабаровского края.

Количество и качество работ, представленных только в нашем зале, способно было вызвать (и вызывало!) реакцию, которую принято называть «культурный шок».

Экспозиция Алтайского края расположилась скромно и незатейливо – на уровне обычной провинциальной выставки, но то, что она содержала в себе, было достойно самого пристального внимания и восхищения. Работы из цветного войлока – ковры, национальные костюмы, декоративные панно, выполненные мастерицей Айсулу Такиной – скромной хрупкой девушкой, присутствующей здесь же, погружали в мир древнего Алтая. «Она одна у нас такая, художница, традиционной технологией валяния очень хорошо владеет» - негромко сказал мне земляк Айсулу, Аржан Кухаев, заметив мой интерес к экспозиции. Я разговорился с Аржаном. Оказалось, что он литейщик и ювелир, реконструктор художественного стиля и элементов материального быта древних алтайцев. Изделия этого мастера держали моё внимание в плену в течение всех фестивальных дней. Медальоны с изящными рисунками, крохотные сувенирные колокольчики, украшения для конской упряжи, удивительных форм ременные пряжки, поразили моё воображение ещё больше, когда Аржан рассказал о технологии создания своих работ. Оказалось, для изготовления каждой из этих вещей необходимо вырезать модель будущего изделия – из камня… Мастер показал мне маленькую, чуть больше 3 см. в длину, каменную фигурку барса в прыжке – будущую пряжку для крепления к поясу ножен охотничьего ножа.

Увы, формат статьи не позволяет подробно рассказать о каждом из мастеров, с которыми мне довелось пообщаться, о работах, которые довелось увидеть. С сожалением оставляю «за кадром» привезённую Аржаном коллекцию древних стремян, которая дополнялась изящным латунным стременем, изготовленным мастером лично, с бережным соблюдением канонов древнего «звериного» алтайского стиля.

Невозможно было обойти вниманием и экспозицию Хабаровского края. Национальные костюмы народов Приамурья, на первый взгляд представляющие собой сочетания вполне обычных предметов одежды (рубаха, передник, рукавицы), являли собой настоящее чудо, поскольку выполнены были они из искусно выделанной рыбьей(!) кожи. Автор этих работ – директор муниципального бюджетного учреждения «Национальный этнокультурный центр «СЭНКЭ» Варшавская Любовь Егоровна, освоила древнее ремесло по воле случая: в начале 90-х годов, оказавшись в «первой волне» безработных, по направлению районного центра занятости населения обучалась традиционным ремеслам у мастериц национального села Булава. Любовь Егоровна досконально изучила технологию и орнаментацию Приамурской традиции (искусство нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев), освоила чрезвычайно трудоемкую технологию выделки рыбьей кожи и ныне является единственным славянским мастером, в совершенстве владеющим этим уникальным видом народного промысла.

Находясь в составе хабаровской делегации, свои работы представлял талантливый мастер-керамист, гончар Шахназар оглы Шахназаров. Кувшины и тарелки, выполненные Шахназаровым, отличал высочайший уровень исполнения – это касалось как безупречности форм изделий, в совокупности с качеством отделки, так и высокой эстетичности художественного оформления.

Отдельно стоит сказать о мастерах Саха-Якутии. Народное творчество в Якутии пользуется всесторонней поддержкой правительства республики, немалые средства вкладываются в развитие национальной культуры и поддержание её на должном уровне: с 1969 г. действует сувенирная фабрика «Сардаана», существующая ныне в виде акционерной фирмы, органично сочетая в своей работе сохранение национального декоративно-прикладного искусства народа саха и коммерческую деятельность. Фабрика обеспечивает работой опытных, квалифицированных специалистов, профессиональных художников, выпускников художественных училищ и народных мастеров. В целях возрождения и развития традиционных якутских народных промыслов 24 июня 1991 г. Совет Министерств Республики принял постановление о создании фонда традиционных якутских народных промыслов и декоративно-прикладного искусства при Совете Министров Республики. В этом же качестве фонд, получивший название «Кудай Бахсы» - имя сказочного кузнеца, действует и в настоящее время. Фонд ведёт индивидуальную работу с народными умельцами-мастерами. На каждого мастера заведена картотека, налажено обеспечение их необходимыми материалами, оборудованием, по возможности создаются рабочие условия. Регулярно организуемые министерством культуры Саха-Якутии выставки, конкурсы, обеспеченные солидными призовыми фондами, фестивали народного творчества, как республиканского, так и всероссийского и даже международного уровня способствуют выявлению новых талантов, обмену опытом между мастерами и стимулируют их дальнейший творческий рост. Закономерно, что столь серьёзное отношение к национальной культуре приносит свои впечатляющие плоды.

Мастеров Якутии на выставке представляли: Баишева Радомира Дмитриевна - заведующая сектором по выставочной работе Центра народного искусства «Симэх» при Доме дружбы народов им. А.Е.Кулаковского, Жиркова Людмила Петровна - мастер-педагог, отличник культуры РС(Я), руководитель Центра «Народные промыслы» при МОУ СОШ №33 г. Якутска, Готовцев Роман Ильич – сотрудник Ресурсного центра развития профессионального образования, мастер производственного обучения профессионального лицея №7 г. Якутска, член Ассоциации кузнецов России, ювелир, мастер по изготовлению хомуса – национального якутского музыкального инструмента.

Много тёплых слов было сказано в адрес делегации Саха. Экспозиция северян отличалась какой-то особой гармоничностью, цельностью, законченностью, эти же качества характеризовали все её экспонаты, немалую часть которых вполне можно было отнести к шедеврам народного искусства.

Невозможно представить себе, чтобы кого-то из присутствующих на выставке оставили равнодушными работы якутских резчиков по кости: исполненные завораживающей пластики композиции Константина Меркурьевича Мамонтова, изображающие животных, созданные мастером с помощью комбинирования различных видов материала (бивень мамонта, зуб мамонта, рог лося, рог горного барана), скульптура «Якутский богатырь» Гавриила Ивановича Никифорова, выполненная из бивня мамонта в виде всадника, крепко сидящего на коне, бьющем копытом землю, миниатюрный сувенирный сосуд для кумыса – чорон, также изготовленный из ископаемой кости Егором Петровичем Саввиным, покрытый изящным орнаментом и украшенный крохотными фигурками танцующих людей, вырезанными с максимальной передачей объёма в массиве бивня – каждое из этих изделий воплощало древний миф, сказку, просто не оставляя место для скепсиса и казалось созданием не рук человеческих, но самой природы.

Восхищали и вызывали изумление тонкостью работы традиционные якутские налобные и нагрудные женские украшения из мельхиора, изготовленные ювелиром Колесовым Иннокентием Петровичем. Немало восторгов и вопросов к хозяевам экспозиции относительно технологии изготовления вызвали образцы декоративного шитья, привезённые Людмилой Жирковой и Радомирой Баишевой – узорчатые суконные и войлочные коврики и миниатюрные сумочки-кисеты, украшенные вручную с применением старинной якутской техники вышивки.

Также Людмила Петровна демонстрировала национальные женские костюмы собственного изготовления – сшиты они были с поразительной аккуратностью, впечатляли плавностью и изяществом линий. В коллекцию входило несколько платьев современного покроя, представляющих собой великолепную стилизацию национальных костюмов - Людмила Петровна объяснила это своим желанием популяризовать традиционный якутский стиль. (Можно предположить, что получится.)

Настоящим бриллиантом в оправе экспозиции Саха можно было назвать народного мастера Якутии Романа Готовцева, в совершенстве владеющего искусством обработки различных материалов - от дерева до стали и драгоценных металлов. О масштабе таланта этого человека говорит тот факт, что, ещё будучи учеником 8-го класса общеобразовательной школы, Роман Ильич был удостоен медали ВДНХ за косторезную работу. Со временем талант Р.И. Готовцева достиг такого развития, что к настоящему моменту один лишь список наград, званий, заслуг мастера, может занять не меньше страницы текста. Ограничусь кратким перечислением достижений Готовцева. В 1991 году на Международной выставке II Конгресса варганной музыки проводимого в г. Якутске в номинации «Лучший варган мира» среди мастеров-изготовителей Роман Ильич занял II место, получив степень Мастера международного класса по изготовлению варгана (хомуса). Роман Ильич – участник фестивалей народов Севера, проходивших на Аляске (США) в 1993 году и во Франции в 1994г., обладатель Гранта Президента РС(Я) М.Е. Николаева для поддержки и стимулирования перспективных направлений семейной экономики, в номинации «Ремесленничество» (1999г.). С декабря 2008 по декабрь 2009 годов в Постпредстве Республики Саха (Якутия) г. Москве на выставке «Якутский хомус» были выставлены сувенирный хомус и мужской пояс с серебряными вставками и якутским ножом Романа Готовцева. В июне 2009 года на форуме-конкурсе мастеров-изготовителей разновидностей хомуса – награждение знаком отличия Министерства культуры и духовного развития РС(Я) «За вклад в художественное народное творчество» и победа в номинации «Лучший мастер-исполнитель на хомусе». В январе 2012 г. – получение гранта Президента РС(Я) Е.А. Борисова по кузнечному делу. В 2011 г. статья о Р.И. Готовцеве включена в раздел о работниках и известных деятелях искусства Якутии «Энциклопедии культуры и искусства Якутии».

Знакомство с этим мастером и его творчеством стало для меня одним из самых ярких впечатлений фестиваля, тем более, что с работами Готовцева я был знаком заочно: более двух лет фотографии изделий Романа Ильича, будучи однажды найденными в Интернете, хранились на жёстком диске моего компьютера. И вот теперь, благодаря участию в выставке, я получил возможность увидеть произведения мастера воочию. «Увидев его изделия, диву дивишься, насколько тонкая работа проделана из вроде бы непокоримого материала. Его хомус из красного золота инкрустированный 9 бриллиантами под названием “Жаворонок моего алааса” заставляет задержать дыхание – золото с тонкими изгибами, словно кружево, сплетается и образует маленького жаворонка... А ножи, украшенные красивыми якутскими узорами, заставляют верить в свою прочность и непобедимость» - так описывает работы Р.И. Готовцева в своей заметке о мастере Надежда Гурьева, сотрудник пресс-службы Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я). Подобные чувства испытал и я, когда стоял возле витрины с работами Романа Ильича. Особенно потрясла меня композиция «Памяти Мастера», представлявшая собой золотой хомус, укреплённый на символизирующем землю шаре, изготовленном из полированного берёзового капа, из под которого вылетала стая золотых журавлей. Лицевую часть хомуса украшала пластина, на которой был выгравирован портрет человека в очках. Оказалось, что эту работу Р.И. Готовцев изготовил в память о наставнике, Якове Прокопьеве, мастере-изготовителе якутского национального инструмента, обучавшем Романа Ильича своему искусству.

Всеобщее восхищение вызвал нож работы Р.И. Готовцева, с рукоятью и ножнами из капа берёзы, украшенный традиционным якутским орнаментом из серебра, вставками из бивня мамонта, гранатами и аметистовыми фианитами. Во время презентации якутской экспозиции мастер продемонстрировал рабочие качества своего изделия: взяв нож, Роман Ильич, на глазах изумлённых членов жюри, рассёк на множество аккуратных ровных полосок тетрадный лист, удерживаемый на весу за уголок.

Мне очень хотелось побеседовать с мастером, однако, видя его сдержанность в общении с гостями фестиваля, я не решался завести разговор. Повод для беседы дал сам Роман Ильич, заинтересовавшись моими флейтами. Итогом нашего общения стал обмен изделиями: мастер, по его словам, с детства мечтавший «научиться играть на дудочке», предложил обменять один из хомусов своего изготовления на какой-нибудь из моих инструментов. Я предложил Роману Ильичу маленькую свистковую металлическую флейту, собственно, дудочку, с громким высоким звуком, как наиболее лёгкую для освоения, мне же было позволено самостоятельно выбрать любой из сияющих стальных инструментов в футлярах из берёзового капа. Так, к огромной моей радости, я стал обладателем настоящего якутского хомуса, о котором, хоть и не с самого детства, но всё-таки тоже мечтал, тем более приятно было получить его непосредственно из рук мастера.

Стремительно промчались насыщенные яркими эмоциями три дня фестиваля, а на четвёртый день, 1-го октября, состоялось подведение итогов выставки, торжественное награждение победителей и участников которой проводилось в актовом зале художественного музея.

Перед участниками фестиваля выступили члены жюри: председатель жюри, Греков Александр Умарович – заведующий отделом народного и декоративного искусства НИИ Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, председатель комиссии по народному искусству Союза художников России, член корреспондент РАХ, Рындина Ольга Михайловна – доктор исторических наук, профессор кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры национально - исследовательского Томского государственного университета, Микуцкая Татьяна Николаевна – искусствовед, заведующая научно-исследовательским отделом Томского областного художественного музея, член Союза художников РФ.

Лауреатами межрегиональной выставки-конкурса стали: Жиркова Людмила Петровна (республика Саха (Якутия) и Такина Айсулу Ивановна (республика Алтай). Диплом за лучшую экспозицию был вручен делегации республики Саха (Якутия). Лучшие презентации регионов были отмечены дипломами 1, 2 и 3-й степеней: диплом 1 степени получила делегация республики Хакасия, 2 степени – делегация республики Тыва. Два диплома 3 степени было присуждено делегациям Сахалинской и Иркутской областей.

Дальнейшее награждение осуществлялось по номинациям, для каждой из которых также предусматривались дипломы 3-х степеней, вручаемые мастерам индивидуально.

Наша делегация стала обладателем трёх дипломов: дипломом 1 степени была награждена Найканчина Тамара Фёдоровна в номинации «Художественные произведения из меха», мне достался диплом 2 степени в номинации «Национальные музыкальные инструменты», диплом 3 степени в номинации «Народный костюм» получила Цыдыпова Светлана Баторовна. Также, независимо от победы в номинации, каждый участник выставки получил диплом за участие.

Церемония награждения закончилась фуршетом, перед началом которого к участникам выставки с поздравлениями и напутствиями обратились председатель жюри А.У.Греков и заместитель директора Государственного Российского Дома народного творчества Мери Вахтанговна Русанова.

Прошедший этап фестиваля – второй из запланированных четырёх. По плану организаторов, третий и четвёртый региональные этапы состоятся во II и IV кварталах 2014 года и охватят Центральный, Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Заключительный этап пройдёт в Москве 4 ноября в День народного единства в форме гала-концерта и выставки мастеров декоративно-прикладного искусства на одной из главных сценических площадок города, в нём примут участие лауреаты межрегиональных этапов после рассмотрения и утверждения всех кандидатур оргкомитетом фестиваля.

28.10.2013 Сысюк Михаил Семёнович

 

Обновлено 26.01.2016 18:33
 
Администрация admdar@mail.ru    Совет поселения sovet@darasun.su    Дом культуры dk@darasun.su    Электронная почта mail@darasun.su